Лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела

Необходимые условия сохранения зрения при заболеваниях сетчатки и стекловидного тела – своевременная диагностика и комплексное лечение с применением эффективных современных методик.

В нашей клинике применяются инновационные консервативные, лазерные и хирургические методы лечения при следующих глазных заболеваниях:

Периферическая дистрофия сетчатки

Периферическая дистрофия сетчатки – истончение в периферических отделах внутренней (сетчатой) оболочки глазного яблока. Болезнь является достаточно опасной из-за риска развития разрывов и отслоения сетчатки. Периферическая дистрофия сетчатки может протекать бессимптомно пока не начнет развиваться процесс отслоения сетчатки.

Причины:

близорукость, вследствие которой глазное яблоко увеличивается в длину, и сетчатка, не способная к растяжению, истончается

наследственная предрасположенность

травмы головы и глаза

регулярные физические нагрузки

возраст пациента.

Лечение:

Полностью излечить это заболевание и восстановить поврежденные участки сетчатки невозможно. Однако применение лазерной коагуляции может остановить дальнейшее расширение пораженной области. Дополнительно рекомендуется проведение регулярных офтальмологических осмотров.

Макулярный разрыв

Макулярный разрыв – это заболевание, сопровождающееся появлением отверстия в центральной зоне сетчатки (в макулярной зоне).

Макула – это зона сетчатки, состоящая из высокодифференцированных нервных клеток (фоторецепторов) и отвечающая за центральное зрение.

Пациенты с данной патологией предъявляют жалобы на появление темного пятна по центру видимого пространства и искажения видимых предметов. Постепенно по мере увеличения диаметра разрыва пациенты теряют возможность читать и рассматривать мелкие предметы.

Снимок макулярного разрыва

Оптическая когерентная томография сетчатки в норме (слева) и при макулярном разрыве (справа)

Лечение макулярного разрыва – только хирургическое.

Суть операции заключается в проведении витрэктомии (удаление стекловидного тела) для получения доступа к сетчатке и удалении 10-го слоя сетчатки (внутренняя пограничная мембрана) тонким пинцетом – это приводит к смыканию краёв макулярного разрыва. Дополнительно во время операции на зону разрыва капают тромбоцитарную массу, полученную из крови пациента до операции путем центрифугирования.

Важно! Раннее хирургическое лечение макулярного разрыва является менее травматичным вмешательством, способствует быстрой реабилитации пациента и приводит к более высоким функциональным результатам.

Эпиретинальный фиброз

Эпиретинальная мембрана (или эпиретинальный фиброз) это заболевание, сопровождающееся разрастанием тонкой полупрозрачной пленки на поверхности макулярной зоны.

Пациенты с данной патологией предъявляют жалобы на искажения видимых предметов и по мере сокращения мембраны на поверхности сетчатки постепенно теряют возможность читать и рассматривать мелкие предметы.

Оптическая когерентная томография сетчатки в норме (слева) и при эпиретинальном фиброзе (справа)

Лечение эпиретинального фиброза – только хирургическое.

Суть операции заключается в проведении витрэктомии (удаление стекловидного тела) для получения доступа к сетчатке и удалении эпиретинальной мембраны тонким пинцетом.

Важно! Раннее удаление эпиретинальной мембраны является менее травматичным вмешательством, способствует быстрой реабилитации пациента и приводит к более высоким функциональным результатам.

Тромбоз ЦВС

Центральная вена сетчатки – основной сосуд, обеспечивающий отток крови от сетчатки. При ее окклюзии (частичной закупорке) или тромбозе (полной закупорке) нормальный отток крови нарушается, что сопровождается венозным полнокровием, отеком сетчатки, а также расширением и извитостью более мелких вен.

Глазное дно в норме (слева) и при тромбозе центральной вены сетчатки (справа)

Причины и факторы риска: пожилой возраст, артериальная гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет, повышенная свертываемость крови, курение, ожирение и некоторые общие заболевания.

План лечения тромбоза центральной вены сетчатки определяется индивидуально, зависит от выраженности офтальмологических осложнений и может включать в себя несколько этапов.

Важно! Лечение тромбоза центральной вены сетчатки необходимо начать как можно раньше!

Методы лечения:

1) Консервативная терапия препаратами, повышающими вязкость крови и способными растворить тромб.

2) Интравитреальное введение Озурдекса – это имплант для внутриглазного введения, насыщенный противовоспалительным препаратом Дексаметазоном (700 мг). По своей структуре является биодеградируемым, т.е. по мере нахождения в витреальной полости рассасывается, выделяя действующее вещество, и не требует удаления.

Имплант Озурдекс

3) Интравитреальное введение anti-VEGF препаратов (англ. vascular endothelial growth factor – фактор роста эндотелия сосудов) – это лекарственные вещества, подавляющие рост патологических новообразованных сосудов внутри глаза, а также снижающие отёк сетчатки. Сегодня на территории Российской Федерации официально зарегистрированы два препарата из группы anti-VEGF, разрешенные для применения в офтальмологии – Луцентис (активное вещество Ранибизумаб, Швейцария, Novartis Pharma) и Эйлеа (активное веществоАфлиберцепт, Германия, BAYER).

anti-VEGF препараты

4) Лазерная коагуляция сетчатки проводится с целью профилактики развития вторичной неоваскулярной глаукомы и для стимуляции кровоснабжения сетчатки.

5) Витрэктомия – удаление стекловидного тела через микропроколы, проводится в случае массивных кровоизлияний в витреальную полость.

В Центре микрохирургии глаза «Владимир плаза» хирургическое лечение заболеваний глазного дна проводят в соответствии с международными стандартами витреоретинальной хирургии и с использованием современного высокотехнологичного оборудования.

Дислокация хрусталика

Дислокация хрусталика – это состояние, сопровождающееся смещением естественного хрусталика пациента в переднюю камеру глаза или в стекловидное тело.

Как правило данное состояние возникает в результате травмы головы или удара по глазу.

Лечение данной патологии только хирургическое.

Целью оперативного вмешательства является удаление хрусталика с его последующей заменой на искусственный – интраокулярную линзу.

Лечение дислокации хрусталика

удаление дислоцированного хрусталика

Важно! Несвоевременная операция может привести к развитию внутриглазного воспаления, вторичной глаукоме и ряду других серьезных осложнений.

Дислокация ИОЛ

Дислокация интраокулярной линзы (ИОЛ) – это состояние, сопровождающееся смещением искусственного хрусталика в переднюю или заднюю камеру глаза.

Как правило данное состояние возникает в результате травмы головы, удара по глазу или после неудачной операции по поводу удаления катаракты.

Лечение данной патологии только хирургическое.

Целью оперативного вмешательства является подшивание дислоцированного искусственного хрусталика или его замена.

Лечение дислокации интраокулярной линзы

1 -дислоцированный искусственный хрусталик. 2 - световод. 3 - витреотом. 4 - подача жидкости.

Важно! Несвоевременная операция по поводу репозиции/замены ИОЛ может привести к развитию внутриглазного воспаления, вторичной глаукоме, дистрофии роговицы, отеку сетчатки, гемофтальму и ряду других серьезных осложнений.